Новости и статьи

Современные танки: численность экипажа и особенности управления

Танк – мощная боевая машина, оснащенная различными системами вооружения, защиты и управления. В состав танкового экипажа обычно входят командир, наводчик и механик-водитель. В отдельных случаях к ним добавляется заряжающий.

«Экипаж машины боевой…»

Для надежного воинского коллектива характерны сработанность, сплоченность и взаимоподдержка. Особенно это важно сейчас в условиях специальной военной операции. В слаженном и хорошо подготовленном экипаже танка каждый знает свою задачу и всегда готов помочь товарищу.

Численность экипажа (три или четыре человека) варьируется в зависимости от модели и модификации танка:

– Командир (отвечает за руководство действиями экипажа и координацию с другими подразделениями).

– Наводчик (занимается наведением орудия на цель и прицеливанием).

– Заряжающий (обеспечивает подготовку снарядов к стрельбе и заряжание орудия). Как правило, заряжающий отсутствует из-за автомата зарядки. Но если он по каким-нибудь причинам сломается, можно перейти на ручное.

– Механик-водитель (управляет движением танка и контролирует его системы).

Современными танками управляют с помощью автоматизированных систем и компьютеров, которые позволяют экипажу быстро и точно выполнять свои задачи. Системы управления огнем автоматически рассчитывают углы наклона орудия, учитывают поправки на дальность, скорость и направление движения цели, а также корректируют прицел.

Танки также оснащены различными средствами связи, навигации, наблюдения и защиты, такими как тепловизоры, радары, системы активной и пассивной защиты от противотанковых средств. Это позволяет экипажу эффективно действовать в различных условиях боя и обеспечивать высокую степень живучести машины.

«Три танкиста, три веселых друга…»

Танк для экипажа – это верный товарищ и второй дом. Обязанности внутри коллектива могут распределяться по-разному в зависимости от ситуации и боевой задачи.

Каждая должность в экипаже требует специальных знаний и определенных навыков, при этом все танкисты взаимозаменяемы. Так, механик-водитель при необходимости встает к орудию, а командир — садится за рычаги. Если в бою один из танкистов покинет строй, его место займет другой.

Еще одна особенность танкового экипажа: командир и оператор-наводчик помогают мехводу в полевом ремонте и обслуживании танка. Например, в одиночку чисто физически невозможно очистить пушку.

В танковом экипаже главным является командир. Он руководит экипажем и в бою следит за обстановкой через панорамный прицел и другие средства наблюдения, держит связь с командованием, определяет цели и направление движения. Рабочее место командира Т-90 и Т-72Б3 — в башне, справа от казенника орудия.

Наводчик ведет огонь из пушки и пулемета по объектам, указанным командиром или обнаруженным самостоятельно. Чтобы точно определять расстояние до цели и быстро выполнять приказы, наводчику нужны хороший глазомер и отменная реакция. Его рабочее место – в башне. К слову, он же досылает снаряды вручную, если механизм заряжания вдруг выйдет из строя.

Механик-водитель управляет танком и отвечает за исправность ходовой части. Его задача – вести танк в любых условиях, преодолевать препятствия и труднопроходимые участки местности, выбирать оптимальные режимы движения и маршруты. Он также должен наблюдать за полем боя, докладывать командиру о намеченных целях и обеспечивать наводчику наилучшие условия для стрельбы. Также мехвод должен следить за техническим состоянием танка, поддерживать двигатель, вспомогательные механизмы, электрооборудование, гидросистемы и другие агрегаты в исправном состоянии. Его рабочее место – в отделении управления в передней части танка.

Если говорить о новейших российских танках, таких, как Т-14 «Армата», то они гораздо просторнее компактных Т-72, Т-80 и Т-90, поэтому в них экипаж располагается бок о бок в бронированной капсуле в передней части машины.

В статье «Танкисту на заметку» мы собрали рекомендации и практический опыт российских танкистов.