Новости и статьи

Танкисту на заметку

В этой статье собраны рекомендации и практический опыт российских танкистов. Эти советы будут полезны участникам специальной военной операции, которые сегодня защищают нашу Родину.
Данная памятка военнослужащим основана на статье интернет-журнала «Военные комиссариаты России».

Что должен знать командир танка

Какими навыками и знаниями должен обладать командир танка? Одно из главных умений – отлично ориентироваться на местности по картам и компасу.
Важно уметь делать грамотные расчеты для стрельбы с закрытых огневых позиций и знать порядок перевода метров при корректировке в тысячные на разных дальностях. Средний показатель по азимуту: 50 метров – 10 тысячных. Средний показатель по дальности: 25 метров – 1 тысячная.
Действовать с одной и той же позиции небезопасно. Именно поэтому нужно менять положение как минимум на 500 метров при каждой стрельбе.
Уметь управлять всевозможными средствами связи – тоже ключевой навык танкиста. Не будет лишним изучить системы управления огнем, управления танком и правила обслуживания систем и механизмов. Танкист должен уметь устранять неисправности, которые могут возникнут в процессе стрельбы.
Запас предохранителей для системы управления огнем всегда будет кстати. Дело в том, что во время боя возможны непредвиденные отказы. В большинстве случаев можно исправить ситуацию, заменив предохранитель.
Опытные бойцы советуют производить загрузку танка с заглушенным двигателем, чтобы при необходимости была возможность на слух определить начало артиллерийского налета со стороны противника и своевременно укрыться.
Опытные танкисты рекомендуют загружать снаряды для пушки исключительно в конвейер – так у экипажа есть возможность эвакуироваться в случае необходимости. Дело в том, что вероятность детонации при загрузке механической боеукладки повышается в случае попадания в корпус танка противотанковых управляемых ракет.
Закручивать взрыватели при загрузке осколочно-фугасных снарядов следует плотно, так как от вибрации при движении машины они могут открутиться и упасть в конвейер, а это, в свою очередь, приводит к тому, что автомат заряжания может выйти из строя.
Следует вести визуальное наблюдение за воздушной обстановкой, так как сложно услышать звук летящего вражеского беспилотника в танке с работающим двигателем.
Каждый водитель должен знать маршруты подвоза боеприпасов и горюче-смазочного материала к каждой группе танков, а сами подразделения обеспечения не должны быть сосредоточены в одном месте и на малом расстоянии от позиции танков.
После выхода на рубеж и отражения атаки противника нужно возвращаться в свою локацию по разным маршрутам, совершая несколько остановок. Это введет неприятеля в заблуждение и затруднит ему определение координат ваших позиций. Также можно использовать обходы и дезинформирующие переговоры по открытой связи для введения врага в заблуждение.
Лобовых атак следует избегать.
Танки – мощная бронированная боевая машина, которая создает натиск и постоянное огневое воздействие. Важно, чтобы в стволе всегда был снаряд.
Важен профилактический огонь. Мины, которые противник хаотично разбрасывает в населенных пунктах, нужно уничтожать огнем спаренного пулемета – трассирующими или зажигательными патронами. Если мин много в одном месте, то осколочно-фугасным снарядом.
Российские танки способны наносить огневое поражение противнику с дальних дистанций. Поэтому при принятии решения на бой нужно всегда это учитывать и уничтожать противника на увеличенных дистанциях, чтобы обезопасить свои боевые машины от противотанковых средств противника.
В периоды осенней и весенней распутицы почва вязкая, поэтому высока вероятность застревания танков. Без крайней необходимости не стоит пытаться проехать, к примеру, по вспаханному полю.
В населенных пунктах, как правило, огневые точки и опорные пункты враг оборудует в районе церквей и кладбищ, поэтому на них стоит обращать особое внимание.

Полезные советы для наводчика-оператора

Наводчик-оператор – заместитель командира. В бою он ведет огонь из пушки и пулемета и отвечает за наведение противотанковых управляемых ракет. Для наводчика важны хороший глазомер и отменная реакция, чтобы точно определять расстояние до цели и быстро выполнять приказы. Что еще должен знать наводчик-оператор?
Триплексы и прицелы следует всегда протирать начисто и насухо, а также регулярно проверять состояние силикагеля во всех приборах наблюдения и прицеливания. Прицел важно всегда держать в сухости.
Нарушать порядок запуска системы управления огнем категорически не стоит, так как она может выйти из строя.

Перед боем нужно всегда проверять выверку. При этом в стволе орудия не должно быть снаряда. Также следует держать в чистоте клин затвора и следить за предохранителем.

Осколочно-фугасный снаряд способен остановить танк противника и, если и не уничтожит, то точно нанесет урон. Самым эффективным снарядом против вражеских танков является бронебойно-подкалиберный.

Стоит взять на заметку информацию об особенностях управляемой ракеты: при стрельбе на дистанции до двух километров надо держать прицельную марку ниже центра цели, от двух до пяти километров точкой прицеливания будет центр цели.

Как правило, в населенном пункте бой идет на коротких дистанциях, поэтому не стоит тратить время на замер дальности. Если же цель ближе 200 метров, то точку прицеливания следует брать ниже, чем обычно – примерно на четверть фигуры.

При необходимости в бою стоит применять спаренный пулемет. Пеший противник может появиться, например, в 50-ти метрах от танка и, если выстрелить по нему осколочно-фугасным снарядом, то можно нанести вред своей бронированной машине или взаимодействующей пехоте.

Включать тепловизор одновременно с командиром танка запрещено, так как через несколько десятков минут прибор просто выйдет из строя.

Рекомендации механику-водителю

Механик-водитель подчиняется командиру танка и несет ответственность за техническое состояние ходовой материальной части танка.

Механик-водитель танка должен хорошо водить танк в любых условиях, умело преодолевать препятствия и заграждения, труднодоступные участки местности, выбирать оптимальные режимы и маршруты движения.

У каждой боевой машины свои нюансы. Например, при работе на танке Т-72Б3М нужно открутить провод механизма остановки двигателя (МОД) от педали подачи топлива, иначе при подрыве на мине танк заглохнет.

Следует внимательно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, чтобы избежать перегрева машины.

Опытные военные рекомендуют всегда иметь на танке два троса, чтобы при необходимости эвакуировать машины с поля боя в безопасный район другим танком.

Постоянно следите за натяжением гусениц, так как из-за перетяжения можно перегреть коробку передач.

Своевременно докладывайте командиру танка о наличии топлива и масла, а также о необходимости заправки ГСМ. Для справки: заправки танка, который не оборудован подвесными топливными баками, хватает на 8 часов работы двигателя. Это время колеблется в зависимости от рельефа местности и динамики движения танка и модели машины. Стандартная заправка на 8 часов работы – 1360 литров керосина. Время заправки топливного бака – 10 минут. Расход топлива: 4,55 литра на 1 км, 455 литров на 100 км, 273 литра в час при движении по пересеченной местности.

Перед наступлением темноты обязательно меняйте смотровой прибор с дневного на ночной, даже если выполнение задач ночью не планируется (может начаться артналет и потребуется начать движение), перед рассветом – наоборот.

Танк – второй дом

Для того, чтобы танк всегда был в состоянии боеготовности, необходимо ответственно заниматься его обслуживанием.

Стоит помнить, что быт танкового экипажа в боевой обстановке (отдых, сон, приемы пищи и т.д.), чаще всего организуется внутри машины или на броне. Ночевки членов танкового экипажа вне техники (например, в палатках) крайне нежелательны.

Для дополнительной защиты танка можно использовать козырьки против противотанковой управляемой ракеты, мешки или ящики с песком, панцирные сетки кроватей и прочее, что не мешает прицеливанию и в целом нормальной работе систем и механизмов. При загрузке танка дополнительным имуществом необходимо проверять поворотный механизм, приборы наблюдения и прицеливания.

При эвакуации экипажа из танка помните, что при пожаре в машине весь угарный газ идет вниз. Поэтому, если механик-водитель не успеет открыть люк, то он может потерять сознание и не покинуть машину. В этом случае боевому товарищу необходима помощь.
Российскому танкисту нет равных в мире. Важно помнить, что сила в единстве, вместе – победим!