«Без веры нельзя»: тюменский контрактник - о жизни на передовой
Тюменец пошел служить по контракту еще до начала спецоперации. Без колебаний отправился на передовую. Во время отпуска после ранения приехал в Тюмень. С бойцом с позывным Скорпион пообщался корреспондент «Вслух.ру».
«Скорпионом» в боевых частях называют систему бесперебойной подачи патронов для пулемета. В штатной коробке 100 патронов, а в системе «Скорпион» — 550. На противника можно обрушить вал огня. Эту систему тюменский контрактник приобрел на свои деньги вместе с другим снаряжением и вещами, почти на 300 тысяч рублей. Деньги взял в кредит.
«Срочную службу проходил около десяти лет назад во внутренних войсках, — говорит Скорпион. — Подготовка была так себе, поэтому, когда пошел на службу по контракту еще до СВО, попросился в ВДВ. В военкомате офицер вполне серьезно спросил, мол, в спецназ не хочешь? Те же береты, тельняшки, прыжки с парашютом. И я согласился. Не жалею. Когда началась СВО, участвовал в боях в должности пулеметчика. Это было в Харьковской области. В то время у меня еще не было "Скорпиона", даже толком пулемет не освоил. Он меня подвел в первом бою. Выходили ночью, столкнулись с противником. Бой длился минут 20. Пулемет заклинило из-за оборванной в стволе гильзы. Тогда надо было просто выбить ее из ствола шомполом. Но опыта еще не было. Не смог быстро исправить, чтобы поддержать наших огнем. До сих пор переживаю. С другой стороны, получил первый навык. Меня и еще двух товарищей ранило. Прозвучала команда "Отход! В группе раненые". Отход прикрыл подоспевший БТР.
После первого ранения я основательно вложился в экипировку, потому что в первом бою на мне из защиты были только бронежилет и каска. Взял в кредит 300 тысяч рублей, заказал с доставкой комплект для защиты шеи, наплечники (с тканью из кордуры), защиту паха. Заодно заказал "Скорпион". Он обошелся мне в 80 тысяч рублей. Потренировался с ним на полигоне. Понравился. Помогает очень хорошо прикрыть группу. Конечно, есть и минусы. Самый главный из них — это вес. Нужно быть очень крепким и выносливым.
У меня пулемет “Печенег”, у него выше ресурс ствола, чем у ПКМ (пулемет Калашникова модернизированный), он не греется. За раз можно выпустить до 600 патронов. У ПКМ — 400, после чего он может “захлебнуться” из-за деформации ствола. Есть возможность установить оптический прицел ночного видения. Через каждые 100 патронов в ленту заряжаю трассы, чтобы контролировать расход боеприпасов. Еще бы ДТК на пулемет — специальный пламегаситель. Он не только маскирует вспышку, но и заглушает звук выстрела, а также рассеивает сам звук, дезориентирует противника. При ближнем бое невозможно понять, откуда ведется огонь.
Хороший ДТК на пулемет с ресурсом до 10 тысяч выстрелов стоит в пределах 36 тысяч рублей. Все, что дешевле, уже не вызывает доверия. Координатор фонда «Путевка в Жизнь» Ольга Чупрунова мне рассказала, как им поступила заявка от одного бойца из зоны СВО с просьбой приобрести для него шлем на “Озоне” за 3 тысячи рублей. С таким же успехом можно купить кепку. Нормальный шлем из кевлара, который защищает от осколков, стоит 27 тысяч рублей».
«Скорпион» сгорел в БТР
«Помимо ленты "Скорпиона" на 550 патронов на очередное задание, это было в районе Днепропетровска, я взял еще два короба по 125 патронов. Общий вес — около 30 кг. Жаль, прихватил мало воды. Мы шли очень медленно и тихо через кустарники и лесопосадки, чтобы ни одна ветка не хрустнула под ногами. Постоянно приходилось ложиться на землю и снова вставать. Шли два километра около 8 часов. До позиций противника оставалось не более 25 метров. В бою "Скорпион" показал себя отлично. Система работает как часы. Только опять произошла осечка — утыкание патрона в пулемете, но устранил моментально. Во время боя голова работает четко, быстро все получается. Я мог продолжить огонь, но мы потеряли из виду двоих наших. Они шли в голове колонны, и я мог их зацепить.
Еще во время боя было нехорошее чувство, что противник хочет нас окружить. Вскоре нашелся один из бойцов. Он возвращался назад через кусты, думал, что сбился с пути и не сразу сообразил, что вернулся к своим. До окопов было не больше 20 метров. Противник нас обнаружил, как потом выяснилось, и решил подпустить ближе. Вели огонь только из стрелкового оружия. Гранаты не бросишь, из РПГ не выстрелишь — везде кусты и деревья. Можно самим пострадать. Хвостовик заряда от РПГ взрывается, стоит ему зацепиться за ветки.
Командир принял решение отходить. Обратно добежали за 10 минут. Как оказалось, второй из пропавших бойцов успел отойти чуть раньше. А мы думали, он погиб. Наш отход прикрывал танк, немного зацепило осколками — товарищей ранило, меня контузило. Но больше всего мучила жажда. Вода быстро закончилась. Отправили в госпиталь с обезвоживанием. За 10 минут выпил две 1,5-литровые бутылки воды. За сутки восстановился, вернулся к своим.
Оказалось, пока я был в госпитале, БТР нашей группы подбили. Все успели выскочить, а снаряжение осталось и все сгорело. Сгорел в бэтээре и мой "Скорпион". До сих пор обидно. Сейчас он стоит не менее 90 тысяч рублей. Покупать его снова? Я пока не знаю. Обратился в фонд "Путевка в жизнь", может, помогут с приобретением. По отзывам слышал, что волонтеры помогают бойцам со снаряжением. “Скорпион” — нужная вещь и при атаке, и при отходе. Я в этом уже убедился. Хоть и выматываешься с ним сильно, потому что приходилось идти и 20, и 30 км, но оно того стоит. Когда стреляешь из штатной ленты на 100 патронов, поневоле их экономишь. Замена короба с перезарядкой длится от 5 до 10 секунд. За это время противник может атаковать группу. В бою все решают секунды, быстрые маневры, тактические решения командира».
Поддержка жены придает сил
«Все, что было на передовой, я рассказывать не буду, сейчас ни к чему. Но могу сказать, что еще играет роль и предчувствие. Оно не обманывает. Находились в низине. Командир учил новичков, как действовать в бою. Я находился рядом. Вдруг вспышка, в неопасной близости от нас взорвалась мина. Понимаю, что будут еще выстрелы. Только сделал пару шагов в сторону, делаю третий, в этот момент раздается еще один взрыв, и как раз в то место, где я стоял, полетел огромный осколок. Командир еще пошутил, что я притягиваю железо, как магнитом.
Ну и без веры нам никак нельзя. Она и спасает. Потом осколок меня все-таки зацепил, но попал в пятку. Можно считать, опять повезло. Осколок извлекли, месяц на костылях. Мама мне дала икону ангела-хранителя, она всегда со мной. Когда прощались с женой, сказал ей: “Не смей слезы лить! Все будет хорошо!” Она меня понимает, и это очень важно, потому что поддержка жены придает мне силы.
Будучи в отпуске разговаривал с батюшкой. Решил, что исповедуюсь, но только после СВО. Понимаю, что по ту сторону тоже люди. К сожалению, они стали жертвами обстоятельств. Их сейчас толкают на смерть. Я не испытываю ненависти к украинским солдатам. Конечно же, жизнь моей группы для меня важнее. Так же думает и противник. Там в окопах поневоле возникают такие мысли. Нам никогда не скажут, что нужно убивать противника, выполнить задачу любой ценой. Все решения ты принимаешь уже сам.
По поводу гуманитарной помощи, которую отправляют на фронт. Еда, носки, одежда — это все есть, причем столько, что бойцы уже говорят: “Везите обратно”. Люди никак не могут понять, что нам на самом деле нужно. Нужна экипировка, но она стоит дорого, поэтому многие покупают, что подешевле. Мне лучше бы “банку” (ДТК) на пулемет, потому что это расходник, и “Скорпион”. Эта система работает не на меня, а на всю группу, на все десять человек, сильно выручает. А ночной прицел на пулемет у меня есть — трофейный».
Больше информации о контрактной службе можно найти на сайте или по номеру телефона: +7 345 253 58 61.